Городской семинар "О главном - по-разному" в школьном музее "Героической истории России" 03.03.2021

26 февраля 2021 года в школьном музее «Героической истории России» совместно с Московским центром «Патриот.Спорт» прошел городской онлайн - семинар «О современных формах и методах работы по патриотическому воспитанию школьников».

26 февраля 2021 года в школьном музее «Героической истории России» прошел городской онлайн-семинар «О главном - по-разному…» совместно с Московским центром «Патриот.Спорт». Команда педагогов нашей школы познакомила учителей, руководителей школьных музеев, педагогов дополнительного образования московских школ с современными формами и методами патриотического воспитания педагогов школы А.Д. Фридмана.

Семинар вела Евгения Германовна Жегина, руководитель музея и учитель русского языка и литературы. Она приветствовала всех участников и определила цели и задачи встречи.

Как сделать музейный комплекс ресурсом для реализации образовательных программ школы? Как добиться того, чтобы идея воспитания патриотизма стала общей, объединила весь педагогический коллектив, учащихся разных возрастов, выпускников и родителей? Как осуществить преемственность в воспитании учащихся, сохранить и приумножить лучшие школьные традиции? Как избежать формализма, на протяжении 11 лет воспитывать личное, неравнодушное отношение каждого ученика к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему?

Первым спикером выступила Козлова Людмила Карловна, старший методист ГБОУ ДПО Московский Центр «Патриот. Спорт». Она познакомила всех с интересными проектами, реализованными в музейных комплексах образовательных организаций города Москвы, к 75-летию Великой Победы. Был представлен опыт музейного комплекса Школы № 1150 города Зеленограда по оцифровке музейных предметов и созданию экскурсий в формате 3D, дизайн-проект примузейного информационного пространства «Путь к Победе» Школы № 1251; макет-проект Школы № 1568 «Ледовое побоище 18 (5 апреля) 1242 года», посвящённый решающему сражению под предводительством Александра Невского, окончательно освободившего северо-запад Руси от рыцарей немецкого Ливонского ордена; проект примузейного пространства «Зал Славы» музейного комплекса 4-й гвардейской танковой армии Школы № 627, собравшего более 9 000 биографий героев этой армии.

Затем участники семинара совершили видео экскурсию по нашей школе ШПЧ – Школы Поиска Человека, Школы Поборников Чести, главная миссия которой вырастить честного и порядочного человека, любящего свою страну, свой город, свою семью, свою альма-матер.

Затем Евгения Германовна представила школьный музей «Героической истории России» как образовательную среду и рассказала о различных формах работы с лекторской группой, о преемственности поколений и формировании личностных компетенций как младших, так и старших школьников. Ею был представлен алгоритм создания музейных уроков по экспонатам музея для учащихся начальной школы «История одной шинели» и «Солдатские письма», по исследовательско-поисковым проектам о 17-ой стрелковой дивизии народного ополчения и Люблинском рабочем батальоне, к памятным событиям битвы за Москву, блокадному Ленинграду и Великой Победе под названием «Подвиг народа», а также создание художественно-литературно-исторических сценариев киноуроков «Один день солдата», «Встань лейтенант» и «Подвиг связиста».

Следующим спикером - учителем русского языка и литературы Натальей Вадимовной Синельщиковой было рассказано о воспитательном потенциале школьного музея в работе классного руководителя, о создании театрализованных внеклассных патриотических проектов и представлена технология иммерсивного спектакля как погружение в прошлое.

Далее руководитель школьного музея, учитель истории и обществознания Татьяна Александровна Сапрыкина познакомила всех с организацией проектной деятельности музея «Юность, опалённая войной», с созданием викторин и квестов для учащихся начальных и средних классов, с технологией «Своя игра» и алгоритмом работы с интерактивным приложением LearningApps.

Затем разговор продолжила руководитель музея Виктория Андреевна Куликова. Она рассказала о там, как через экспозицию музея «Народного творчества и быта» перейти к страницам истории народа и страны, познакомила с тематикой уроков, которые проводят учителя изобразительного творчества и материальных технологий в школьном музее.

Следующий спикер – руководитель театральной студии ТЕАС Гвоздков Андрей Анатольевич рассказал о роли театрального искусства в воспитании патриота и выбора будущей профессии.

Учитель русского языка и литературы Наталья Викторовна Реброва погрузила всех участников семинара в педагогику вовлеченности и рассказала об использовании потенциала социальных сетей для реализации идей патриотического воспитания, ведь социальные сети – это новая реальность, новые возможности и новая форма общения. Были определены четыре основные задачи потенциала социальных сетей: информировать, просвещать, убеждать, объединять. На примере онлайн-проекта «20 шагов к Победе» она познакомила с алгоритмом создания многопланового школьного онлайн-марафона на страницах Instagram и ВКонтакте, участниками которого стали ученики начальной, средней и основной школы, учителя, родители и выпускники.

Далее эстафету приняла учитель истории и обществознания Елена Викторовна Гафарова, которая рассказала о роли деятельности школьного «Исторического клуба» в формировании уважения к прошлому многонациональной России, к подвигам наших предков и активной гражданской позиции старшеклассников на примере нескольких проектов: о Николае Михайловиче Карамзине, внёсшему огромный вклад в развитие русского языка и в историю России; к 100-летию Октябрьской революции, проекте «Освободители», посвящённому освобождавшим Европу солдатам, исследовательском проекте «Директор школы Поиска Человека», посвящённому Анатолию Давыдовичу Фридману. А затем познакомила с алгоритмом создания исторического урока на параллель.

Следующий спикер - учитель географии Анна Алексеевна Леонтьева. Её выступление было связано с алгоритмом организации для учащихся экономико-географического направления выездной патриотической акции «Вахта памяти» на Стремиловском рубеже обороны города Москвы и патронате памятного знака солдатам 17-ой стрелковой дивизии народного ополчения. А также возможностью решения некоторых образовательных задач: ориентирование на местности, отработка простейших навыков картографирования, метеонаблюдение, построение профиля речной долины.

В заключительной части семинара, предполагающей групповую работу в формате «Педагогической мастерской», участники городского семинара разработали конкретный образовательный продукт – систему заданий для подготовки и проведения музейного урока «Ополчение на защите Москвы» в одной из параллелей многопрофильной школы.

Данный семинар проходил в онлайн-формате, который сопровождали технические специалисты Абрамовский Алексей Леонидович, Григорьев Виталий Олегович, Краснобаев Андрей Васильевич.

Городской семинар завершила Козлова Людмила Карловна, старший методист ГБОУ ДПО Московский Центр «Патриот. Спорт»:

«Я хочу выразить огромную благодарность! Здесь показана уникальная возможность вести работу по патриотическому воспитанию всем педагогическим коллективом, то есть каждый педагог в школе вносит свой вклад в это большое дело – патриотическое воспитание. Разными средствами, разными способами, разными формами. Такая работа эффективна благодаря сплочённости коллектива, когда все вместе делают общее дело.

Было очень интересно, очень живо. Хочется пожелать дальнейших успехов в этой работе, дальнейшего развития, потому что потенциал у школы огромный!»

По окончании участники городского семинара «О современных формах и методах патриотического воспитания школьников» оставили свои комментарии:

«Большое спасибо за очень интересный семинар. Получила много полезного и интересного для своей работы».

Т.В. Костикова

«Было много идей, которые заряжают на нашу совместную работу. Я думаю, что каждый в своей школе будет использовать эти идеи. И, может, совместно с 654 школой будут совместные проекты».

Е.А. Блинков

«Благодарю коллектив Школы № 654 за такой труд, за систему работы с детьми от 1 до 11 класса. Мне очень приятно и, наверное, директору такой школы, что у него работает такой коллектив, который любит свою работу и, самое главное, делится своим опытом. Очень вам благодарна. Спасибо. Творческих успехов».

О.С. Сысорова

«Спасибо за идеи. Очень заинтересовала связь народного ополчения 1612, 1812 и 1941 годов. Я уцепилась за эту идею. Всем огромное спасибо! И ребята молодцы!»

Е. Лунина

«Спасибо большое единому коллективу учителей и их учеников. Это большая, трудная, но очень важная работа! Благодарю за обмен опытом».

Е. Блинков

Мельникова Е.В.

организатор внеклассной и внешкольной

воспитательной работы с детьми

ГБОУ Школа № 654 имени А.Д. Фридмана